Доступная среда


Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

1.Швейные мастерские – 2.
Мастерские оснащены необходимым ручным инструментом, современным электрифицированным оборудованием, локальной компьютерной сетью.
Обучающиеся работают с чертежами, выполняют лабораторно-практические ручные и машинные работы по пошиву легкого женского платья, детской одежды, спецодежды, постельного и нательного белья на универсальных и специальных швейных машинах.

2. Столярные мастерские – 1.
Обучающиеся выполняют основные операции по обработке древесины, плотничные соединения, изготавливают столярно – строительные инструменты и приспособления, монтируют столярные перегородки, панели, тамбуры, оконные и дверные блоки, пол, столярно-погоножные изделия, опалубку.

3. Слесарные мастерские – 1.
Обучающиеся знакомятся с основами ручной и механизированной металлообработки, свойствами металлов, устройством металлорежущих станков. Особое внимание на практических занятиях уделяется способам безопасной работы.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

4. Стационарный поликарбонатный тепличный комплекс площадью 150 кв. м. с системами капельного полива, освещения, отопления. В оснащение тепличного комплекса входят комплекты оборудования для выращивания рассады, стола производственного, кашпо и кадок, контейнеров для рассады, посадочных ящиков, пикировочного набора, набора по уходу за цветочными культурами, настольный макет теплицы. Новейший учебный комплекс позволит научить детей работать с землёй, используя современные технологии выращивания различных агрокультур. Высокотехнологичная система выращивания растений, автоматизированных систем полива, освещения, терморегулирования станут реальностью современного образования в Берёзовской школе-интернат.

Общее количество экземпляров литературы в библиотеке – 3350.

Учебная литература(учебники)

1165

Художественная литература

2185

Справочные и энциклопедические издания

53

Библиотечный фонд составляет:

3350

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

1) Спортивный зал оборудован баскетбольными кольцами для всех возрастных групп, волейбольной сеткой, шведской лестницей, гимнастической скамейкой, теннисными столами, матами, а также баскетбольными и волейбольными мячами.

2) Тренажерный зал оборудован беговыми дорожками, велотренажерами, многофункциональным силовым комплексом, гирями, гантелями, штангой с блинами.

3) Уличный спортивный комплекс для детей с ОВЗ.


Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе организована Монтессори – среда, которая состоит из 5-ти зон.

1) Зона практики – работая с материалами этой зоны обучаются организовывать своё рабочее место, убирать за собой, стирать, мыть посуду, утюжить бельё, ухаживать за комнатными растениями, завязывать шнурки и т.д. У детей воспитываются такие качества как усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, интерес к работе.

2) Сенсорная зона оборудована материалами которые развивают сферу ощущений ребёнка – восприятие цвета, запаха, звуков, размер, форму предметов. Расширяется словарный запас.

3) Зона математики широко представлена материалами, которые помогают ребёнку осознать основные математические понятия: количество, больше-меньше-равно, помогают быстро запомнить цифры, прямой и обратный счёт, на конкретном материале ребёнок учится складывать, вычитать, умножать и делить в пределах 9 000.

4) Зона русского языка оснащена специальными материалами, помогающими детям легко запоминать буквы, в игровой форме у обучающихся расширяется словарный запас.

5) В зоне космоса дети, проводя несложные опыты, знакомятся с явлениями окружающей действительности, учатся делать первые небольшие научные доклады.

Сенсорная среда:

В сенсорной среде педагог-психолог формирует у обучающихся навык саморелаксации, гармонизации психоэмоционального состояния, который поможет обучающимся быть стрессоустойчивыми, адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, снизит тревожность.

Ковровая среда:

В ковровой среде оборудована зона для обучающихся с ОВЗ (с нарушением слуха, зрения, ОДА). Для обучающихся данной категории проводятся практические занятия на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве.


Характеристика здания. Наличие и характеристика созданной доступной среды, наличие паспорта доступности образовательной организации

  • Одним из ключевых ориентиров современной системы специального образования является создание специальных условий для разностороннего развития, самореализации, социальной адаптации и интеграции в обществе каждого обучающегося. В связи с чем в учреждении создана адаптивная образовательная и безбарьрная среда, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями интеллекта. Для оптимального обеспечения учебного процесса создана безбарьерная среда как внутри зданий, так и на прилегающей территории: оборудование входных путей, путей перемещения внутри здания, создание комплексной информационной системы для ориентации и навигации в пространстве здания, оборудование санитарно-гигиенических помещений
  • Безбарьерная среда в нашем учреждении сочетает в себе взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие возможности для полноценного развития и образования детей разного возраста с особенностями психофизического развития.
  • Так на территории школы-интерната безбарьерная среда, включает в себя территорию и пешеходные дорожки , которые имеют асфальтовое покрытие; в местах отдыха и на путях передвижения детей -наличие скамеек. .Доступ в здания школы-интерната осуществляется с помощью стационарного пандуса, оснащённого поручнями. Поверхность пандуса нескользкая и не слишком шероховатая, без заметных неровностей, создающей оптимальное сцепление подошвы обуви или колеса кресла-коляски с покрытием. Ширина пандуса не менее 90 см., тем самым. обеспечена возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них. . Над центральным входом располагается информационное табло.
  • Школа-интернат оборудована вспомогательными средствами и приспособлениями для инвалидов (пандусы, поручни, стенды, таблички, автоматические ворота, светозвуковой информатор),так же имеется настенные поручни, портативная информационная индукционная система с версией для слабовидящих, подъемник для колясок вертикальный до 4 м.
  • Планировочная структура зданий предусматривает выполнение требований к созданию безбарьерной среды: ширина коридоров обеспечивает возможность двухстороннего движения детей, габариты помещений и отдельных их зон, проходов, коридоров, пандусов соответствуют эргономическим характеристикам (при необходимости использования кресел-колясок), отсутствуют пороги в дверных проёмах, лестничные пролёты оборудованы перилами. Во всех помещениях школы-интерната по всему пути передвижения детей с ОВЗ и инвалидов размещены тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц , установлен голосовой оповещатель; Учебные кабинеты, библиотека, спортивный и тренажёрный залы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Так же созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья(умственной отсталостью ), которые включают в себя использование специальных образовательных программ , методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. На основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида, детям предоставляются услуги тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Должность "тьютор" введена в штатное расписание .Составлены учебные планы для индивидуальных занятий на дому и расписания занятий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, находящихся как на надомном обучении . Составлены и согласованы с родителями расписания занятий детей-инвалидов на дому с учетом нагрузки детей с их психофизиологическими возможностями, а также Перечни мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению. С целью проведения сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении оборудованы кабинеты психологов, обустроен класс М.Монтессори, приобретены компьютерные коррекционно-развивающие программы и диагностики, мягкое модульное оборудование, кабинеты учителей-логопедов и дефектологов В которых и. Приобретен логопедический комплекс для коррекции речевой патологии(EduQuest (ЭдуКвест), интерактивный стол логопеда, интерактивный комплекс "Логопедическая Шхуна"Тренажёры и спортивный инвентарь.
  • -В целях выполнения статьи79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации") , 100 %детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечены бесплатными учебниками и учебными пособиями и специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования.
  • Для удобства в получении доступной для инвалидов информации официальный сайт школы-интерната адаптирован версией для слабовидящих.

Таким образом, здания школы-интерната соответствует требованиям универсальной безбарьерной среды (форма доступности ДЧ-И), что способствует созданию качественных условий для получения образовательных услуг обучающимися с особенностями развития. Имеются паспорта доступности.

Специальные условия питания.

Условия организации питания в КОУ « Берёзовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Поэтому по-прежнему остается актуальной проблема обеспечения высокого качества и безопасности питания детей в образовательном учреждении.

Питание обучающихся осуществляется на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры от 04 марта 2016г. № 59-п «Об обеспечении питанием обучающихся в государственных образовательных организациях Ханты-Мансийского АО-Югры» за счет средств бюджета Ханты-Мансийского АО-Югры.

Повседневная работа включает:

В учреждение организовано питание обучающихся, воспитанников в специально отведенном помещении для питания (столовая) соответствующем требованиям санитарно-гигиенических норм и правил по следующим направлениям:

-соответствие числа посадочных мест столовой установленным нормам;

-обеспеченность технологическим оборудованием, техническое состояние которого соответствует установленным требованиям;

-наличие пищеблока, подсобных помещений для хранения продуктов;

-обеспеченность кухонной и столовой посудой, столовыми приборами в необходимом количестве и в соответствии с требованиями СанПиН;

-наличие вытяжного оборудования, его работоспособность;

-соответствие иным требованиям действующих санитарных норм и правил в Российской Федерации.

-Организация питания обучающихся и воспитанников включало в себя:

-питание обучающихся;

-контроль за организацией питания;

-охват обучающихся горячим питанием;

-выполнение натуральных норм;

-обеспечение продуктами питания.

Для обеспечения здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, разработан рацион питания, десятидневное меню, меню- раскладки.

Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаются документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. В течение учебного года нарушений требований к поставкам продуктов питания не было.

Режим питания в школе определяется СанПиН

Обслуживание горячим питанием обучающихся, воспитанников осуществляется штатными сотрудниками школы, имеющими соответствующую профессиональную квалификацию и переподготовку, прошедшими предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры в установленном порядке, имеющими личную медицинскую книжку установленного образца.

Согласно Перспективного меню, утверждённого от 4.09. 2020 года в питании школьников используется широкий ассортимент продуктов.

Дети, воспитывающиесяв интернате, получают шестиразовое сбалансированное питание. Интервалымеждуприемамипищинепревышают3,5– 4часа.Питание полностью обеспечивает растущий организм энергией и основными пищевыми веществами. Учитывается общее количество белков, жиров, углеводов в соотношении 1 : 1 : 4.кисломолочныепродукты. Питание соответствует принципам щадящего питания, предусмотрено использование определенных способов приготовления блюд–варка, приготовление на пару ,тушение, запекание, исключены продукты с раздражающими свойствами.

В питание включаются продукты, используемые коренным населением: рыба местных пород (щука), северные ягоды: клюква, брусника. С целью обеспечения детей витамином «С» ведется «С»- витаминизация компотов и киселя, согласно нормам для школьников - 20 мг, для подростков - 25 мг. Для профилактики простудных заболеваний дети получают свежий лук, чеснок. Также в рацион включается клюква, чай с лимоном.

Текущий контроль за организацией и качеством питания осуществляется медсестрой, администрацией школы–интерната, которые присутствуют при закладке продуктов, следят за технологическим процессом приготовления пищи, снимают пробы. Повседневная работа медсестры включает в себя также: контроль за качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдения сроков реализации, технологии приготовления пищи и качеством готовых блюд, соблюдением санитарно – противоэпидемиологического режима на пищеблоке и обработкой посуды. Проверку качества пищевых продуктов и продовольственного сырья, готовой кулинарной продукции, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляет бракеражная комиссия. Состав комиссии на текущий учебный год утверждён приказом директора школы. Результаты проверок заносятся в бракеражные журналы.

Контроль организации питания, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, качества поступающего сырья и готовой продукции, реализуемых в школе, осуществляется органами Роспотребнадзора . В текущем учебном году нарушений не выявлено.

Накрывают горячую пищу в столовой работники пищеблока, сервируют столы дежурные класса.

Питание для обучающихся ОУ бесплатное.

Специальные условия охраны здоровья.

Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся В том числе детей-инвалидов), оказание первой медицинской и доврачебной помощи. Медицинское обслуживание учащихся школы-интернат ведется сотрудниками Берёзовской районной больницы (медицинская сестра и стоматолог).Материально-техническое оснащение медицинского блока (кабинет амбулаторного приема прививочный кабинет, кабинет стоматолога, изолятор -2 комнаты, туалетная комната с душевой.)

1. Для проведения антропометрических обследований: медицинские электронные весы, ростомер.

2. Медицинское оборудование: шкафы для медикаментов, манипуляционные столики, кушетки, холодильник для хранения лекарственных препаратов.

3. Физиоаппаратура: ингалятор, тубусный кварц, общий кварц.

4. Для определения остроты зрения: таблица Сивцева.

5. Аэроионизатор

6. Бытовое оборудование: платяной шкаф, письменный стол, шкафы для хранения документов, телефон, компьютер.

В план работы медицинской службы включены следующие разделы:

межведомственный (взаимодействие с поликлиникой, туб. диспансером, врачом педиатром, военкоматом) лечебно-оздоровительный, лечебно – профилактический, санитарно – просветительный.

-Проведено лекции (3) -беседы (45) включая вопросы полового воспитания, ВИЧ инфекции. Выпущено 4санбюллетеней Основной задачей медработников в школе-интернате являлась организация санитарно- гигиенического и противоэпидемического режимов, способствующих сохранению и укреплению здоровья, физическому развитию, успешному обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В школе-интернате регулярно проводятся мероприятия для предупреждения инфекционных заболеваний, систематически ведется контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и за выполнением установленного режима для обучающихся( воспитанников). Ежедневно ведется:

контроль за санитарным состоянием, содержанием и благоустройством школы-интерната, организацией и качеством питания, санитарно-гигиеническим состоянием учебных и бытовых помещений, пищеблока. Особое внимание обращается на обеспечение безопасности занятий, профилактику травм, на организацию занятий в спортивных секциях и соревнованиях в школе-интернате. Врач, закрепленный за учреждением решает вопрос о допуске к занятиям в спортивные секции, соревнования, определяет состояние здоровья ребенка, физическое развитие и влияние регулярных занятий спортом на состояние здоровья школьников. Качество прохождения воспитанниками углубленных медицинских осмотров. В соответствии со статьями 46, 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основных охраны здоровья граждан в Российской Федерации», во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 года № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», трудной жизненной ситуации, а также с целью разработки комплекса мер по профилактике заболеваемости, проведения лечебно- оздоровительных мероприятий, восстановительного лечения детей с хронической патологией и комплексной реабилитации детей ежегодно в школе-интернате проводится углубленный медицинский осмотр школьников(воспитанников) специалистами районной больницы. В 2019г подлежало диспансеризации 13 воспитанников. Осмотрено 13человек. По результатам медицинского осмотра осуществляется комплексное заключение о состоянии здоровья каждого учащегося (воспитанника), определяется медицинская группа для занятий физической культурой и назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия. На основании анализа результатов медицинского осмотра разрабатываются планы мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников. Качество проводимой профилактической работы, снижающей уровень заболеваемости детей. В течение года в школе-интернате медицинской сестрой совместно с воспитателями проводятся общеукрепляющие и оздоровительные мероприятия:

1. Витаминотерапия (ревит, аскорбиновая кислота).

2. Физиолечение( ингаляции).

3. Лечение растительными адаптогенами.

4. Закаливающие процедуры (воздушные).

5. Посещение бассейна.

6. Противорецидивное лечение в весенне- осенний период диспансерной группы детей

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В школе имеются подключение к сети Интернет со скоростью подключения до 50 Мбит/сек.

В школе имеется единая компьютерная сеть.
Количество Интернет-серверов – 1.
Количество единиц вычислительной техники (компьютеров) – 61:

  • Из них имеют доступ в Интернет – 61,
  • Из них используется в учебном процессе – 45.


На компьютерах, находящихся на балансе школы, установлены операционные системы:

  • Windows 7
  • Windows 10

На ПК учащихся и учителей установлено прикладное программное обеспечение:

  • MicrosoftOffice 2003, 2007, 2010
  • OpenOffice
  • Веб-обозреватели - Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera
  • SkyDNS, используется для фильтрации контента

Классов оборудованных:

  • Мультимедиа проекторами – 8,
  • Интерактивными досками – 8

Применение ИКТрасширяет возможность самостоятельной деятельности, формируетнавыкисследовательскойдеятельности;обеспечиваетдоступкразличнымсправочнымсистемам, способствует повышению качества образования. С 1 сентября 2012 г. вступил всилуФедеральныйзаконРоссийскойФедерацииот29декабря2010г.«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в целях исполнения данного закона в школе осуществляется контентная фильтрация доступа к сетиИнтернет.Всоответствиисгосударственнымконтрактом,обеспечениедоступаксетиИнтернетиконтентнуюфильтрациюобразовательномуучреждениюобеспечиваетоткрытоеакционерноеобщество междугородней и международной электрической связи «Ростелеком».

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный портал «Российское образование»

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 – ориентированных на профессиональное образование.

Для удобства загрузки ресурсов ФЦИОР созданы региональные представительства в Краснодарском крае, Саратовской, Томской и Кемеровской областях, республике Башкортостан.

Технологическая площадка ФЦИОР представляет собой современный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий надежное хранение образовательных ресурсов, безотказное функционирование сервисов и приложений.

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов      

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Образовательные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Белый список сайтов

​В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.

Площадка ФЦИОР используется для размещения сервисов, рекомендованных к использованию образовательными учреждениями:

  • сайты школ – сервис, предоставляющий возможность создания и сопровождения сайта учебного заведения с использованием конструктора сайтов;
  • электронная почта – сервис, предоставляющий учебному заведению – пользователю сервиса «сайты школ» доступ к электронным почтовым ящикам;
  • поддержка пользователей – сервис, ориентированный на решение проблем пользователей, возникающих при использовании ресурсов и сервисов ФЦИОР.

Вопросы по использованию ресурсов и сервисов ФЦИОР, предложения по их развитию направляйте по адресу электронной почты службы технической поддержки support-fcior@informika.ru

Межведомственный алгоритм  действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов